В блоге, опубликованном 23 января 2025 года, соучредитель Ethereum Виталик Бутерин изложил дорожную карту масштабирования сети, представив амбициозные планы, направленные на повышение масштабируемости, безопасности и устойчивости до 2025 года и далее. Этот стратегический план касается как решений первого (L1), так и второго (L2) уровней, делая упор на совместимость и улучшение пользовательского опыта, чтобы укрепить позиции Ethereum как ведущей децентрализованной платформы.
Бутерин подчеркивает, что уровень 1 Ethereum подвергнется значительной модернизации для увеличения пропускной способности и снижения задержек. Центральное место в этих улучшениях занимает реализация Sharding Phase 3, которая направлена на оптимизацию работы цепочки шардов и межшардовой коммуникации. Мы сосредоточились на доработке архитектуры шардинга, чтобы обеспечить плавное масштабирование без ущерба для децентрализации и безопасности
, - заявил Бутерин. По прогнозам, этот этап позволит Ethereum обрабатывать до 100 000 транзакций в секунду (TPS).
Дорожная карта включает в себя интеграцию функций верифицируемой задержки (VDF) для улучшения механизмов консенсуса. Внедряя VDF, проект стремится смягчить потенциальные уязвимости, связанные с консенсусом по принципу доказательства доли (PoS), обеспечивая более надежную и устойчивую к взлому сеть.
Признавая ключевую роль решений второго уровня в масштабировании, Бутерин описал многогранный подход к развитию L2. В дорожной карте отмечено расширение оптимистичных Rollups и Zero-Knowledge Rollups (ZK-Rollups), направленные на диверсификацию и оптимизацию обработки транзакций вне цепочки. Layer 2 - это не универсальное решение; наша стратегия предполагает развитие разнообразной экосистемы технологий L2, адаптированных к различным случаям использования
, - пояснил Бутерин.
В дорожной карте Бутерина особое внимание уделяется экологической устойчивости. Переход на более энергоэффективную модель PoS планируется завершить к середине 2025 года, продолжая оптимизацию для снижения углеродного следа сети. Устойчивость является неотъемлемой частью долгосрочного видения Ethereum. Мы стремимся к тому, чтобы наши разработки вносили позитивный вклад в глобальные усилия по борьбе с изменением климата
, - отметил Бутерин.
Основной целью развития является обеспечение пользователям более быстрого и надежного взаимодействия в сети Ethereum.
Дорожная карта включает в себя выпуск EVM 2.0 - виртуальной машины Ethereum нового поколения, которая обеспечивает более высокую производительность, операционную эффективность и расширенные инструменты отладки. По словам Бутерина: «Предоставление разработчикам надежных и универсальных инструментов необходимо для стимулирования инноваций в экосистеме Ethereum».
Поддержание децентрализованной структуры управления является одним из ключевых пунктов дорожной карты. Бутерин рассказал о планах по внедрению механизмов управления на цепочке, которые позволят держателям токенов принимать более непосредственное участие в обновлении протоколов и процессах принятия решений.
Бутерин представляет Ethereum как полностью масштабируемую, взаимодействующую и устойчивую платформу, способную поддерживать огромное количество децентрализованных приложений (dApps) и сервисов. «Наша дорожная карта - это не просто масштабирование, это создание устойчивой и адаптируемой инфраструктуры, способной удовлетворить меняющиеся требования децентрализованного будущего», - заключил он.