Пять правительств, прояснивших лицензирование криптовалют в 2025 году
На протяжении многих лет индустрия криптовалют функционировала в условиях лоскутного одеяла противоречивых правил — иногда полностью запрещалась, иногда принималась с распростертыми объятиями, а часто оставалась в некомфортном промежуточном положении. Но 2025 год ознаменовал заметный сдвиг в сторону большей регуляторной ясности в нескольких крупных юрисдикциях, поскольку правительства отошли от двусмысленности и перешли к более структурированным основам регулирования криптоактивов.Пять ключевых юрисдикций признали, что ясность и доступность в лицензировании криптоактивов могут сосуществовать с защитой потребителей и финансовой целостностью. Результатом стало новое поколение оптимизированных регуляторных рамок, которые балансируют инновации с надзором, облегчая запуск и функционирование легитимных проектов.Этот сдвиг важен, потому что регуляторная ясность стала критически важным фактором для долгосрочного планирования. Когда предприниматели точно знают, что требуется, сколько это будет стоить и сколько времени займет, они могут планировать стратегически, вместо того чтобы ориентироваться в правовой неопределенности. Когда регуляторы предоставляют четкие пути, они снижают барьеры для комплаенса, одновременно укрепляя свою способность осуществлять надзор за экосистемой.От принятия Закона GENIUS в США до полноценного внедрения Регламента о рынках криптоактивов (MiCA) в Европейском союзе, 2025 год ознаменовал снижение регуляторной неопределенности. Мы проанализировали глобальный регуляторный ландшафт, чтобы определить пять правительств, которые в течение года предприняли заметные усилия по упрощению, оптимизации и прояснению лицензирования криптоактивов.На протяжении многих лет Соединенные Штаты были одной из самых сложных юрисдикций для криптопредпринимателей. Стратегия, часто описываемая как «регулирование путем правоприменения», при которой регуляторные ожидания прояснялись в основном через судебные разбирательства, способствовала неопределенности и выталкивала значительные инновации за пределы страны. Этот подход изменился в июле 2025 года с принятием Закона GENIUS.Законодательство установило первую всеобъемлющую федеральную основу для стейблкоинов. Оно устранило давнюю неопределенность в отношении регулирования стейблкоинов в рамках законодательства о товарах и ценных бумагах, что создавало трения во всей отрасли. Оно также ознаменовало сдвиг в банковской политике, поскольку регуляторы пересмотрели ранее применявшиеся подходы, которые ограничивали доступ криптофирм к традиционной финансовой системе.Закон GENIUS представил четкий федеральный путь для эмитентов стейблкоинов. Он снизил зависимость от фрагментированной системы лицензий на денежные переводы на уровне штатов, установив единую федеральную основу. Впервые крипто-ориентированные фирмы могли ссылаться на единый свод правил, чтобы понять базовые требования для легальной работы в США.Знаете ли вы? До Закона GENIUS эмитенты стейблкоинов в США обычно должны были получать лицензии на денежные переводы в большинстве штатов для работы по всей стране. Новая федеральная основа сокращает это дублирование, устанавливая единый путь лицензирования. В результате затраты на соблюдение требований для эмитентов могут снизиться, включая юридические и административные расходы.Хотя регламент MiCA ЕС был принят ранее, 2025 год стал годом, когда его реализация началась всерьез. С января вступила в силу фаза лицензирования и авторизации, и стали действовать преимущества механизма паспортизации союза.MiCA ввел концепцию единой авторизации. Поставщик услуг криптоактивов (CASP), лицензированный в одном государстве-члене, может распространять свои услуги по всем 27 странам ЕС без прохождения отдельных национальных процедур лицензирования. На практике фирма, авторизованная в Нидерландах, может расширить свою деятельность на Германию в рамках MiCA.Германия, уже являющаяся известной юрисдикцией для регулирования финтеха, одобрила 21 CASP в первой половине года. Это позиционировало страну как ключевую точку входа для институциональной криптодеятельности в Европе.Знаете ли вы? Механизм паспортизации MiCA позволяет криптокомпании, лицензированной в одном государстве-члене ЕС, например на Мальте или в Литве, предоставлять услуги на Едином европейском рынке по единой авторизации. Эта система обеспечивает доступ к рынку с более чем 450 миллионами потребителей без необходимости получения отдельных лицензионных разрешений в каждой стране.Дубай давно позиционировал себя как криптохаб. Однако его ранняя фаза регулирования характеризовалась частыми и итеративными изменениями, что создавало неопределенность для некоторых фирм.В мае 2025 года Управление по регулированию виртуальных активов (VARA) выпустило Версию 2.0 своих сводов правил. Это обновление ознаменовало сдвиг от экспериментального регуляторного подхода к более зрелой системе, соответствующей мировым финансовым стандартам.Обновление заменило фрагментированные указания консолидированным режимом лицензирования, основанным на видах деятельности. Оно четко определило термины, которые ранее были двусмысленными, включая такие понятия, как «квалифицированный кастодиан» и конкретные стандарты обеспечения. Оно также установило строгий срок соблюдения требований — 19 июня 2025 года.Знаете ли вы? Управление по регулированию виртуальных активов (VARA) было создано как независимый регулятор, занимающийся исключительно сектором виртуальных активов в Дубае. В отличие от юрисдикций, где надзор за криптоактивами осуществляется существующими регуляторами ценных бумаг или банковской деятельности, VARA было создано для того, чтобы сосредоточиться конкретно на регуляторных требованиях к деятельности с виртуальными активами и технологиям Web3.Гонконг сигнализировал о возобновлении усилий по укреплению своих позиций в сфере цифровых активов в 2024 году и выполнил обещания в 2025 году. Центральным элементом этих усилий стало введение новой регуляторной основы для стейблкоинов в августе. Эта основа последовала за фазой песочного тестирования, проведенной Валютным управлением Гонконга (HKMA).Гонконг признал растущую роль стейблкоинов в криптоэкосистеме и ввел специализированную систему лицензирования для эмитентов стейблкоинов, привязанных к фиатным валютам. Этот подход снизил неопределенность, возникшую из-за попыток вписать стейблкоины в существующие режимы ценных бумаг или средств хранения стоимости.Эта основа устанавливает отдельные требования к капиталу и стандарты резервирования, которые четко определены и носят надзорный характер. В результате Гонконг позиционировал себя как регулируемая юрисдикция для выпуска стейблкоинов в соответствии с принципами английского права, предлагая международным фирмам структурированный путь на азиатские рынки цифровых активов.Знаете ли вы? Гонконгская система конкретно решает проблему «обратного запроса» (reverse solicitation), создавая правовую «безопасную гавань». Это относится к иностранным фирмам, которые активно не продвигают свои услуги резидентам Гонконга. Это упрощает глобальную карту комплаенса для многонациональных протоколов DeFi.Великобритания первоначально предложила поэтапный подход, при котором стейблкоины будут регулироваться в первую очередь, а более широкая криптодеятельность — позднее. В 2025 году эта дорожная карта была упрощена. Проект законодательства, опубликованный Казначейством Его Величества в апреле, сигнализировал о переходе к единому, унифицированному режиму в соответствии с Законом о финансовых услугах и рынках (FSMA). За этим последовали консультационные документы, выпущенные Управлением по финансовому регулированию и надзору (FCA) в декабре.Интегрируя криптоактивы в существующую структуру FSMA, Великобритания отошла от рассмотрения криптоактивов как отдельной категории активов и перешла к регулированию их в рамках установленных финансовых правил. Дискуссионный документ DP25/1 изложил режим, который основывается на существующих требованиях к торговым площадкам и посредникам.Для банков и брокеров, уже работающих под надзором FCA, этот подход снижает трения. Фирмы, знакомые с ожиданиями FCA, могут распространить свои существующие процессы комплаенса на деятельность, связанную с криптоактивами, вместо того чтобы адаптироваться к совершенно новой регуляторной структуре.Знаете ли вы? Единый регуляторный режим Великобритании распространяется не только на компании, но и на физических лиц, участвующих в финансовом продвижении. Согласно правилам, включенным FCA в 2025 году, инфлюенсеры, которые продвигают не соответствующие требованиям криптоактивы без необходимой авторизации, могут столкнуться с уголовными санкциями, включая потенциальные тюремные сроки до двух лет.Упрощение, наблюдаемое в 2025 году, не было дерегулированием. Фактически, стандарты по борьбе с отмыванием денег, кастодиальному хранению и защите потребителей выше, чем когда-либо. Изменился процесс. Правительства все чаще признают, что капитал, как правило, течет в юрисдикции с ясными и предсказуемыми правилами. В этом контексте «лучшее» больше не означает нерегулируемое; это означает четко регулируемое.Для основателей и разработчиков регуляторная карта больше не пуста. Будь то система паспортизации ЕС, федеральная ясность, появляющаяся в США, или специализированные режимы Объединенных Арабских Эмиратов и Гонконга, пути для соблюдения требований становятся более четко определенными. Вопрос больше не в том, может ли компания получить лицензию; он в том, где она решит развиваться.
24.12.2025 20:20