Новости криптовалюты: актуальная информация о биткойне, блокчейне и других цифровых активах. Аналитика, прогнозы, тренды и события криптовалютного мира в одном месте.

Сжигай токены, забирай добычу: игры с моделью играй, чтобы владеть - будущее

Крах игровых автоматов с функцией «играй и зарабатывай» показал, как опасно привязывать развлечения к финансовым спекуляциям. Новая модель «игра в собственность» предлагает устойчивое будущее вместо спекулятивных вознаграждений.

Модель play-to-earn (P2E) в значительной степени потерпела крах, обещая будущее, в котором каждый сможет добывать цифровое золото и получать доход в реальном мире.

Кризис обнажил фундаментальную ошибку: вознаграждение за игру волатильными токенами превращает каждого игрока в спекулянта, а каждую патч-ноту - в рыночный риск.

Она привязывала удовольствие к фиату, а жизнеспособность - к постоянно растущему притоку новых пользователей, готовых купить игру. Как только цены на токены остановились, вся структура рассыпалась. Учитывая эту новую реальность, индустрия должна перейти к модели, которая ставит во главу угла полезность активов и долгосрочное участие: play-to-own (P2O).

Критики могут настаивать на том, что P2E все еще может расширить возможности развивающихся рынков, или утверждать, что поощрение токенами необходимо для роста игроков. Однако данные говорят о другом - как и результаты рынка.

Модель P2E была построена на инфляции токенов, когда разработчики чеканили монеты в качестве вознаграждения за внутриигровую активность, надеясь, что рост числа участников поглотит давление продаж.

Конечно, это временно сработало: количество пользователей росло, а цены на токены росли. Но выход из проекта ускорился, как только ценовой импульс остановился. Недавний отчет показал, что в апреле 2025 года было зарегистрировано самое низкое количество ежедневных активных кошельков в году: всего 4,8 миллиона, что на 10 % меньше, чем месяцем ранее.

Это не временная коррекция, а структурный сбой. re. Опоздавшие в зрелую P2E-игру часто обнаруживают снижение выплат, что делает участие в ней менее привлекательным. Когда они уходят, ликвидность иссякает, стоимость токенов падает, и разработчики теряют ключевой поток доходов. Этот цикл продолжается до тех пор, пока не иссякнет как база игроков, так и казна проекта.

Ни одна обычная онлайн-игра не ожидает, что пользователи будут относиться к внутриигровым валютам как к финансовым активам. Когда они так поступают, игровой опыт становится уязвимым к волатильности, которую большинство игроков не хотят и не понимают.

P2O предлагает лучший путь вперед

P2O предлагает лучший путь вперед, отделяя игровой процесс от эмиссии токенов. Вместо того чтобы наводнять экономику наградами, P2O рассматривает цифровые предметы - скины, оружие, аватары - как активы с фиксированным предложением, которыми игроки могут торговать на вторичных рынках. Эти предметы являются предметами коллекционирования с доказанным дефицитом и ценностью, обусловленной игровой полезностью и эстетической привлекательностью.

Последние прогнозы подтверждают это направление. Прогнозируется, что игровой сектор NFT будет расти почти на 25 % совокупными темпами до 2034 года, причем спрос будет обусловлен не спекуляцией, а владением. В традиционных играх игроки уже присваивают ценность редким цифровым товарам - блокчейн просто делает эту ценность переносимой и проверяемой.

Чтобы добиться успеха, P2O требует тщательного выбора дизайна. Разработчики должны создавать увлекательные игры, в которых право собственности имеет смысл. Косметические предметы, земельные участки и компоненты апгрейдов должны выпускаться в ограниченном количестве, с тщательно выверенной механикой поглощения, чтобы контролировать предложение с течением времени. Это позволит избежать инфляции проблемы, от которых страдает P2E.

Критики утверждают, что рынки перепродажи способствуют наживе, но опровержение этому двояко. Во-первых, вторичная торговля является здоровой, если она отражает физические коллекционные предметы, где цены колеблются, но привязаны к воспринимаемой культурной или эстетической ценности, а не к запланированной эмиссии токенов. Во-вторых, необходим хорошо продуманный механизм поглощения, который выводит активы из оборота и стабилизирует предложение.

Скептики также указывают на ошеломляющие показатели провала в играх Web3, поскольку более 90 % анонсированных блокчейн-игр уже прекратили свое существование. Сюда входят такие показатели, как игровые финансовые проекты (GameFi), упавшие на 95 % от своих исторических максимумов (ATH) и просуществовавшие менее полугода, прежде чем угаснуть.

Текущий рынок Web3-игр по модели P2E в лучшем случае безрадостен, и большинство жертв разделяют один и тот же недостаток: сначала обещают добычу денег, а потом - игровой процесс.

Там, где токены вели, веселье отставало, и игроки это замечали. Горстка выживших, которые перешли на активы с фиксированным предложением и сильные петли поглощения, демонстрируют тенденцию к росту активности кошельков даже на фоне общей засухи финансирования, наблюдаемой во всей индустрии.

P2E обещала революцию, но произвела лишь кратковременный бум. Многие из самых громких проектов угасли, и даже некоторые выжившие переходят к экономике с фиксированным предложением и более глубоким игровым циклам. Эти изменения признают, что основная механика P2E - «заработай-продай» - неустойчива в масштабах.

Проектам, которые придерживаются модели вознаграждения, основанной на выбросах, понравится ли столкнутся с дальнейшим сокращением, особенно когда рост пользователей замедлится, а капитал станет более осторожным. Напротив, игры, которые строят экономику на основе владения, а не добычи, могут пережить нынешнюю финансовую зиму - и выйти из нее более сильными.

Игровой сектор блокчейна не нуждается в дополнительных стимулах. Ему нужны лучшие игры и лучшие экономики. Это начинается с отказа от капельной модели токенов и создания систем, в которых игроки хотят участвовать еще долгое время после того, как доходность закончится.

Данная статья носит общий информационный характер и не предназначена и не должна восприниматься как юридическая или инвестиционная консультация. Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или представляют взгляды и мнения Cointelegraph.

07.07.2025 20:53