Стабильные монеты регулируются по-разному в разных странах мира, что вызывает опасения по поводу их жизнеспособности и может создавать препятствия для новых участников рынка.
Европейская нормативная база Markets in Crypto-Assets (MiCA) значительно отличается от американского закона GENIUS Act. Обе эти нормативные базы отличаются от правил Гонконга в отношении стабильных монет, которые были окончательно утверждены всего две недели назад.
Эти три нормативные базы установили четкие стандарты для стабильных монет. Требования к резервам, лицензирование эмитентов и схемы разрешений теперь имеют четкие условия, что, несомненно, облегчило процветание стабильных монет.
Но их различия достаточно заметны, чтобы вызвать беспокойство. По словам Кришны Субраманьяна, генерального директора банковской связной компании Bruc Bond, стабильные монеты в настоящее время «подвергаются риску стать зависимыми от юрисдикции, ограниченными в использовании и доверии за пределами определенных регионов».
Удайбир Саран Дас, член Бреттон-Вудского комитета и приглашенный профессор Национального совета экономических исследований, объяснил их различия Cointelegraph. По сути:
Эти расходящиеся законы означают, что «эмитенты должны создавать параллельные структуры соответствия для каждой юрисдикции. Это включает в себя отдельные юридические лица, аудиты и модели управления, что увеличивает затраты и операционные трения», — пояснил Дас.
«Операционные трения возникают из-за расхождений в требованиях к резервам, договоренностях о хранении и требованиях Гонконга по идентификации клиентов на уровне держателей, которые вынуждают поставщиков кошельков перестраивать свою инфраструктуру. Эти рамки представляют собой конкурирующие модели денежно-кредитного регулирования», — сказал он.
Все эти юридические лица и режимы отчетности требуют значительных затрат, и небольшим компаниям, занимающимся стабильными монетами, будет сложнее оплачивать расходы на соблюдение нормативных требований, особенно если они работают в нескольких регионах. Это может вытеснить мелких игроков с рынка или заставить их стать частью сделки по поглощению со стороны более крупных компаний.
По словам Субраманьяна, эта «асимметрия в соблюдении нормативных требований» может привести к концентрации рыночной власти и ограничению инноваций. Она сказала: «Со временем фрагментация регулирования не только повысит затраты, но и определит, кто сможет расширяться, а кто нет».
Дас сказал, что без взаимного признания различных законов о стабильных монетах операционная сложность выполнения множества требований, включая многочисленные процессы лицензирования, параллельный аудит и фрагментированные технологии, благоприятствует крупным эмитентам стабильных монет с большим капиталом.
Поскольку криптовалютная индустрия в разных странах борется за лидерство, Субраманьян сказала: «В ближайшей перспективе конкурентная фрагментация, вероятно, сохранится. Юрисдикции позиционируют регулирование стейблкоинов как рычаг экономической дипломатии, стремясь привлечь капитал, таланты и технологическое лидерство».
Она сказала, что Гонконг, ОАЭ и Сингапур имеют сравнительные рамки для стейблкоинов, которые стимулируют их внедрение, в то время как на местах у них есть требования к лицензированию, уникальные для их юрисдикции, «предоставляющие столь необходимую первоначальную защиту своим гражданам».
Все это может измениться по мере роста внедрения стейблкоинов, поскольку видные крипто o руководители, такие как генеральный директор Ripple Брэд Гарлингхаус, прогнозируют. Субраманьян сказал, что по мере того, как стейблкоины становятся все более взаимосвязанными с платежами, кредитными рынками и потоками капитала, «риск будет стимулировать конвергенцию».
Координация по этим вопросам сложна, но возможна. Субраманьян сказал, что согласование законов о стейблкоинах в нескольких странах «требует операционных рамок для сотрудничества».
Крупные банки и финансовые учреждения, такие как Совет по финансовой стабильности, Банк международных расчетов и G20, «находятся в выгодном положении для определения базовых стандартов в отношении резервов, раскрытия информации и снижения рисков».
Если регулирование необходимо и возможно, остается вопрос, какой режим регулирования послужит примером для дальнейшего регулирования и сотрудничества.
Дас сказал, что GENIUS не будет отменять существующие законы, но «будет формировать глобальные стандарты через рыночное влияние». Модель надзора, предусмотренная законом, при которой контролер регулирует небанковских эмитентов стабильных монет, а существующие регуляторы охватывают банки, выпускающие стабильные монеты, является шаблоном, который могут повторить другие страны.
Субраманьян добавил, что «GENIUS, вероятно, повлияет на подход к регулированию благодаря своему структурированному подходу к резервам, правам на выкуп и ответственности эмитентов. Таким образом, он поможет сформировать глобальные ожидания и обосновать решения о трансграничной совместимости».
Банки и платежные системы также склонны выбирать самые высокие стандарты для трансграничных операций, что означает, что Гонконг «Консервативный подход может установить глобальные нормы, несмотря на выдачу ограниченного количества лицензий», — сказал Дас.
Возможно, что крупные финансовые центры достигнут консенсуса по вопросу регулирования стейблкоинов, но в краткосрочной перспективе это вряд ли произойдет. Между тем, мелкие игроки, скорее всего, будут вытеснены с рынка, поскольку эмитенты стейблкоинов будут консолидироваться в условиях новых правил.