До того как они появились в каждом доме, некоторые из самых необходимых гаджетов современности были технологическим провалом: слишком странными, слишком ранними, слишком дорогими или просто плохими.
Будь то роботизированный питомец, который не мог полюбить вас в ответ, пылесос, который постоянно врезался в мебель, или цифровая валюта, которую никто не мог понять, как использовать, - многие из этих инноваций провалились.
Electrolux Trilobite (2001) был первым в мире роботом-пылесосом. Он оснащался ультразвуковыми датчиками и автоматической стыковкой - радикально для своего времени, - но не был удобен в использовании. Он не проходил повороты, с трудом преодолевал дверные пороги и часто застревал. Его цена в 1 600 евро (около 1 850 долларов США сегодня) была недоступна для большинства.
Visual Memory Unit (1998) - причудливое дополнение Sega для Dreamcast: карта памяти с крошечным экраном, на котором можно было отображать статистику в игре или играть в мини-игры. Оно было забавным, но ограниченным, требовало много батареек, мало памяти и практически игнорировалось разработчиками.
Оригинальный AIBO от Sony (1999 год) представлял собой роботизированную собаку с базовыми датчиками и возможностями передвижения. Она реагировала на голосовые команды и демонстрировала симулированные эмоции. Но его ценник в 2500 долларов, повторяющееся поведение и отсутствие реальных функций сделали его скорее новинкой, чем компаньоном.
Современные домашние роботы разделились на функциональных и эмоциональных. Amazon Astro и ElliQ помогают выполнять повседневные задачи и ухаживать за пожилыми людьми, а такие переосмысленные домашние роботы, как AIBO (перезапуск состоялся в 2018 году), Loona и Moflin, теперь распознают лица, реагируют на нюансы поведения и учатся от взаимодействия.
Virtual Boy (1995) - это ранняя попытка Nintendo создать 3D-игры с использованием красно-черных стереоскопических дисплеев. К сожалению, он имел плохую эргономику, ограниченную библиотеку из всего 22 игр и вызывал напряжение глаз и головные боли. В течение года она была снята с производства.
Гарнитуры виртуальной реальности, такие как Meta Quest 3 и PS VR2, предлагают полноцветные OLED-дисплеи, пространственное отслеживание и библиотеки иммерсивного контента. Они более легкие, беспроводные и подходят для работы, игр и фитнеса - во всех отношениях воплощая идею Virtual Boy.
Персональный коммуникатор AT&T EO (1993) был одним из первых устройств, сочетавших в себе функции телефона, факса, модема, электронной почты и КПК. Но он весил более двух килограммов, стоил до 3 000 долларов и имел слабое время автономной работы. Он был выпущен слишком рано, и было продано всего около 10 000 устройств.
Современные смартфоны, такие как iPhone 16 Pro и Samsung Galaxy S25, умещают все эти и другие функции в изящные и мощные устройства. Благодаря приложениям, камерам высокого разрешения, чипам искусственного интеллекта и молниеносному интернету они делают EO похожим на каменную скрижаль.
Линейка Zaurus от Sharp, как и SL-C3000 (2005), была редкой породой: карманные ПК на базе Linux с полноценными клавиатурами, стилусным вводом и гибкостью разработчика. Они полюбились любителям техники, но не смогли завоевать популярность из-за высокой цены (~500-700 долларов), ограниченных возможностей подключения и неработающего программного обеспечения.
Наследие Zaurus продолжает жить в экосистеме Raspberry Pi. Raspberry Pi 5 и DIY NAS-установки с использованием Unraid или TrueNAS предлагают огромную гибкость для потокового воспроизведения мультимедийных данных, ау и даже домашние серверы, и все это по цене менее 100 долларов и при поддержке оживленных онлайн-сообществ.
Планшет Newton MessagePad от Apple (1993) был пионером: портативное устройство со стилусом и функцией распознавания рукописного текста. Но он не мог надежно распознавать текст, что было его самой популярной функцией. Он был громоздким, медленным и дорогим (~700 долларов) и быстро стал объектом шуток за то, что неправильно читал даже такие простые фразы, как «зацепиться», как «яичные веснушки».
Современные планшеты, такие как iPad Pro, Samsung Galaxy Tab и Microsoft Surface, сочетают точный стилусный ввод с чувствительностью к нажатию, быстрыми процессорами и облачной синхронизацией.
Приложения для рукописного ввода, такие как Notability и OneNote, делают ведение заметок незаметным. То, что в 90-х годах пытался делать Newton, теперь без труда выполняют изящные и мощные устройства.
В VMU от Sega (1999 год) были небольшие мини-игры «Chao», в которые можно было играть на ходу, предлагая раннее портативное взаимодействие, привязанное к консоли. Но они были неглубокими, разряжали батарею и были не очень реиграбельными.
Сейчас портативные игры конкурируют с полноценными консолями. На Nintendo Switch и Valve Steam Deck можно играть в AAA-игры в любом месте, с яркими экранами и настоящими контроллерами. Добавьте к этому облачные игровые опции вроде GeForce Now или ROG Ally, и мобильные игры превратятся в целую экосистему.
Финская смарт-карта Avant (1993 г.) и DigiCash Дэвида Чаума (1990 г.) предложили раннее видение цифровой валюты. Avant работала как предоплаченная дебетовая карта, а DigiCash позволяла осуществлять анонимные переводы. Оба проекта потерпели неудачу из-за низкого спроса, неразвитой инфраструктуры и препятствий со стороны регулирующих органов.
По состоянию на 2025 год 134 страны (на которые приходится 98 % мирового ВВП) разрабатывают или тестируют цифровые валюты центральных банков (CBDC). Примеры включают:
В середине 2000-х годов голландский изобретатель Фред ван дер Вей создал огромное самодельное устройство, чтобы решить личную проблему: как приготовить хрустящий картофель фри без масла. Его ранний прототип воздушной фритюрницы, сделанный из дерева, металла и алюминиевой сетки, больше походил на научный проект на заднем дворе, чем на кухонный прибор. Он работал (с трудом), но никогда не предназначался для массового производства.
Сегодняшние фритюрницы - это изящные приборы, которые обязательно должны стоять на столе. Такие модели, как Ninja Foodi DualZone или Cosori Pro, могут жарить, печь, разогревать и обезвоживать, часто заменяя собой целые духовые шкафы.
Они используют усовершенствованную технологию конвекции, требуют минимум масла и поставляются с предустановками, интеграцией приложений и корзинами для мытья в посудомоечной машине. То, что начиналось как гигантская деревянная коробка, сегодня является одним из самых популярных кухонных инструментов в мире.
История техники полна неудачных стартов. Однако даже в самых неудобных, чрезмерно разрекламированных гаджетах часто содержится частица будущего. То, что провалилось в 1995 году, может стать незаменимым в 2025-м. Роботы-помощники, виртуальная реальность, CBDC и носимые технологии - каждый из них был осмеян на ранней стадии, но их основополагающие концепции оказались жизнеспособными.
Это напоминание о том, что инновации не всегда приходят полностью сформированными. Иногда она появляется в красных очках, стоит слишком дорого и ломается через три дня. Но дайте ей несколько лет и несколько миллиардов долларов на исследования и разработки, и, возможно, она окажется у вас в кармане, управлять вашим домом или помогать вам платить за кофе.
Эта статья не содержит инвестиционных советов или рекомендаций. Любой инвестиционный или торговый шаг связан с риском, и читатели должны проводить собственные исследования при принятии решения.